Войцех Пусловский (1762-1833), владелец имения Пески (д.Пески, Берёзовского района). Работа над этим портретом оказалась особенно сложной. Была найдена миниатюрная фотокопия гравюры. Детали едва "читаются". О цветовом подобии и сказать нечего. Большой загадкой оказались орденская лента и орден. Из исторических материалов выяснилось, что Пусловский был кавалером Ордена Св.Анны II степени (1808), а в 1813г. получил Орден Св.Анны I степени.
В ушедшем 2011 Сергей Кныревич передал мне фотокопию портрета Казимира Сапеги (1609-1656), фундатора Берёзовского кляштора. Портрет написал монах-художник монастыря картузианцев Винцент Харлинский в 1775 году. Мою работу над портретом я, может, отважился бы назвать копией, если бы копировалась с оригинала. Но, увы... не удостоился. К написанию копий отношусь с трепетом, так как это требует большой ответственности и мастерства. Копируя, словно актёр, перевоплощаясь, вживаешься в образ истинного мастера, живёшь его жизнью. А удалась игра или нет, судить зрителю.
Казимир Лев Сапега. 1775г. худ. Винцент Харлинский
За основу взята фото-миниатюра исторического портрета Льва Сапеги (1557-1633), канцлера Великого Княжества Литовского, написанного в 1632 году пока неизвестным нам художником. Назвать свой портрет копией не решаюсь, так как по идее экспозиции трёх портретов в музее мною были внесены дополнения. Это - больше собирательный образ в деталях одежды. Переданные черты лица соответствует подлиннику.
Встреча была неизбежной. Моя живопись - в основном пейзаж, натюрморт, иконопись. И вдруг - портрет, и не один. Предпосылки складывались давно. Активные поиски историком-энтузиастом (по призванию) Сергеем Кн.(Кныревичем) портретов исторических личностей Берёзовщины: Льва Сапеги, Казимира Сапеги, Войцеха Пусловского... Обновление экспозиций в Берёзовском музее и снова поиск портретов...
Эти долгие поиски, радостные находки и совместные желания явить землякам родоначальников славной истории края, на одном дыхании выплеснулись на холст.
Тема вдохновения бесконечна и многообразна. Это - особое состояние настроения и деятельности, которое не передать словами, и которое у каждого человека проявляется по-своему. Моё вдохновение предпочитает свободу: оно уходит, когда свобода ограничивается мною, кем-то или чем-то. Оно требует "погружения" в него, полной самоотдачи и растворения в нём. Тогда возникает ощущение лёгкости: кисть "пишет" сама, сами-собой смешиваются краски и ложатся на холст в нужном месте и неповторимыми мазками. Написанная картина "говорит" особым языком: повторить её невозможно.
В 1648 году в местечке Берёза Великого Княжества Литовского началось строительство монастыря для монахов католического ордена картузианцев, продолжавшееся до 1689 года. Долгое время и город носил название Берёза-Картузская. В 19 веке художник Наполеон Орда запечатлел образ монастыря в своей гравюре. В 20 веке монастырь был разрушен. Моё поколение созерцает заброшенные руины. От названия города осталось слово Берёза. Картина "Монастырь Картузианцев" написана по гравюре Наполеона Орды и является попыткой художника на холсте восстановить былое величие минувшего прошлого...
История дарит нам бесценные подарки. Её память хранит зарождение, расцвет и разрушение творений рук человеческих. Так устроены люди: строят, уничтожают и снова что-то строят... Художнику нужно успеть запечатлеть прекрасное для грядущих поколений, чтобы они смогли восстановить разрушенное.
Мне интересна история города Берёза, в котором я живу. Однажды, рассматривая чёрно-белые (10х12см) фотографии 30-х годов прошлого столетия, попытался представить себе в цвете какими были тогда город и люди. Задача оказалась сложной и увлекательной. Потребовалось "погружение" в исторические документы, изучение строительных материалов домов, улиц, одежды людей. Многие ответы нашёл в местном историко-краеведческом музее, по заказу которого и была написана серия работ. Картины выполнены в цвете по сюжетам чёрно-белых фотографий с достоверной точностью запечатлённого на фото.
Творческий дневник - краткий экскурс в историю авторских поисков и переживаний при создании одной картины или серии работ. Это - задушевный разговор с "невидимкой", которому интересно знать: как, зачем и почему написана картина. Я начинаю свой рассказ с воспоминаний: это было давно...